- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психолого-педагогическое сопровождение социализации личности девиантного подростка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012155 |
Тема: | Психолого-педагогическое сопровождение социализации личности девиантного подростка |
Содержание
АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии, педагогики и социологии Кафедра педагогики и психологии высшей школы ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА на тему:_ «Психолого-педагогическое сопровождение социализации личности девиантного подростка»_ Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Квалификация ___________Бакалавр____________________ Выполнил(а) _____Онучак О.А._______ (Ф.И.О.) группа_Пп301_321 _______ Научный руководитель ___канд. пед. наук, доцент __Фортунатов А.А.______ (ученая степень, Ф.И.О.) «Допустить к защите в Государственной экзаменационной комиссии» Заведующий кафедрой ____________________/____________________/ Дата________________ Москва 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Научно-теоретические основы социализации личности девиантного подростка 7 1.1. Основные причины формирования девиантного поведения подростков 7 1.2. Особенности социализации личности девиантного подроста 18 1.3. Психолого-педагогическое сопровождение как одна из форм социализации личности подростка 27 Выводы по первой главе 34 Глава 2. Экспериментальное исследование социализации личности девиантного подростка 35 2.1. Организация и ход исследования 35 2.2. Анализ результатов исследования 41 2.3. Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению социализации личности девиантного подростка 52 Выводы по второй главе 59 Заключение 60 Список литературы 63 Приложения 68 2 ВВЕДЕНИЕ Основа развития и благополучия любого общества – это здоровое, интеллектуально развитое подрастающее поколение, которое является будущим любого государства. В последние годы огромное внимание уделяется всестороннему развитию детей и подростков. Главной целью развития личности в современном мире является реализация человеком себя, своих возможностей и способностей. А достижение этой цели невозможно без социализации. Только в процессе взаимодействия общества и индивида, каждая подрастающая личность усваивает и преобразует образцы поведения, нормы и ценности. Но, в каждом новом поколении встречаются люди, поведение которых отличается от поведения всех остальных и не соответствует нормам и правилам данного общества. Этих людей называют девиантами. Обычно, асоциальное поведение проявляется в подростковом возрасте, в период бурного гормонального развития ребенка. Иногда, подросток, пытаясь привлечь к себе внимание, ведет себя неадекватно, по отношению к окружающим. Такое поведение называют отклоняющимся от нормы, или девиантным. Проблема девиантного поведения подростков – это одна из наиболее острых проблем, связанных с изменениями, происходящими в современном обществе. Подростки являются одной из наиболее динамичных групп населения. Они очень быстро реагируют на все перемены и изменения, происходящие в современном обществе. При этом подростки усваивают как позитивные, так и негативные взгляды, ценности, установки. Поэтому социализация личности обретает особое значение именно в подростковом возрасте. В настоящее время такая категория подростков, как лица, склонные к девиантному поведению, не в полной мере имеют возможность реализовать себя в обществе и положительно адаптироваться в нем. Социализация 3 подростков данной категории – это многоуровневая система действий, направленных на возвращение их в общество. Возросшая потребность в специалистах по воспитанию детей с отклонениями в поведении, обуславливает актуальность выбранной темы исследования. На наш взгляд, особого внимания сегодня заслуживает изучение психолого-педагогического сопровождения социализации личности девиантного подростка. Проблемами девиации подростков занимались такие выдающиеся ученые, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др. Девиация является объектом исследований социологов, как зарубежных (Р. Мертон, Л. Оулин, У. Томас, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм и др.), так и отечественных (Я.И. Галинский, Е.В. Змановская, А.И. Ковалева, И.С. Кон, С.П. Татарова, В.С. Собкин и д.р.). В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Б.Н.Алмазов, Н.А.Закатова, Р.В.Овчарова и многие другие. Исходя из актуальности темы исследования, нами были обозначены цель, объект и предмет исследования. Цель исследования: изучить научно-теоретических основы социализации личности девиантного подростка и разработать рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению социализации личности девиантного подростка. Объект исследования: подросток девиантного поведения. Предмет исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения социализация личности девиантного подростка. База исследования: ГАПОУ города Москвы «Технологический колледж № 24». Гипотеза исследования: сопровождение социализации личности девиантного подростка будет эффективной, если: 4 ? решать актуальные для подростка проблемы социализации: низкая самооценка, тревожность, агрессивность; ? показать возможности интернет пространства, как средства повышения уровня социализации подростков. Задачи исследования: 1. Определить основные причины формирования девиантного поведения подростка; 2. Изучить особенности социализации личности девиантного подростка; 3. Рассмотреть процесс психолого-педагогического сопровождения как одну из форм социализации личности подроста; 4. Изучить методики диагностики склонности к девиантному поведению у подростка; 5. Изучить методики диагностики особенностей личности подростка; 6. Разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению социализации личности девиантного подростка. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме, опрос, метод сравнительного анализа. Методики исследования: 1. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск); 2. Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; 3. Методика Дембо-Рубинштейн – исследование самооценки (модификация Прихожан). 5 Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении теоретических сведений по вопросам психолого-педагогического сопровождения девиантного подростка. Научная значимость исследования в том, что полученные научные результаты позволяют обеспечить эффективную работу с девиантными подростками. Практическая значимость исследования в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков, а подобранные методики применяться при диагностике девиаций среди подростков. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 6 ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА 1.1. Основные причины формирования девиантного поведения подростков В настоящее время прослеживается тенденция увеличения преступности, алкоголизма, наркомании, табакокурения и безнадзорности среди подростков. Отклонения в поведении подростков являются результатом политической, экологической и социально-экономической нестабильности общества. Изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, разводы, неблагополучные семейно-бытовые отношения, влияние псевдокультур и недостатки в работе образовательных учреждений также оказывают пагубное влияние на подрастающее поколение. Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде уклонения от нравственного эстетического контроля за собственным поведением [43]. Подростковый возраст - это тот период, когда в организме происходят серьезные изменения в физиологии и психологии. Смена социальных требований к подрастающей личности, расширение социальной среды провоцируют различные отклонения в ее поведении, эмоциональные нарушения, нервно-психические расстройства [12]. Поэтому именно у детей подросткового возраста (12-16 лет) чаще возникают девиации в поведении. Подростки с девиантным поведением отличаются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, потребительством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении 7 учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения) [27]. Девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [10]. Особенностью девиантного поведения является то, что оно наносит вред не только самой личности, которая его проявляет, но и окружающим людям. Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации и многократными повторениями. По этой причине, личность, проявляющая девиантное поведение, вызывает негативное отношение со стороны окружающих ее людей. В подростковом возрасте происходит становление самовыражения и самоопределения личности - осознание себя в качестве члена общества, конкретизации себя в новой общественно значимой позиции, формировании нравственного мировоззрения, что является системой убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Новая ситуация развития требует от подростка перестройки структуры индивидуального опыта в соответствии с общественными ценностями и нормами, поэтому при неправильном развитии самоопределения и несовершенном самовыражении может возникнуть девиация в поведении [26]. Наиболее частыми приемами самовыражения подростков являются стиль, мода, символика, сленг, манера поведения, определенного рода поступки. При этом девиантные действия выступают как средство достижения значимой цели, способ психологической разрядки, самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. Ученые рассматривают разные причины отклонений от норм поведения подростков. Рассмотрим основные из них. 8 И. В. Дубровина выделяет три группы причин нарушений в поведении детей: 1. первая группа связана с проблемами семейного воспитания: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучие в семье, нарушение единства требований к ребенку, негативные отношения с ребенком, использование неэффективных способов воспитания, воспитание вне семьи и т. д.; 2. вторая группа трудностей связана с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогического коллектива: знание психологии личности, условий воспитания в семье, отсутствие индивидуального подхода в работе по определению отклонений в поведении и нравственном развитии детей, отсутствие системы стимулирования социально-одобряемых форм поведения и деятельности, отсутствие учета эмоционального состояния подростка, щадящей нагрузки, несистематическое взаимодействие семьи и школы в профилактике педагогической запущенности детей и др.; 3. к третьей группе трудностей относятся: отставание ребенка в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, проблемы в знаниях, умении и навыки поведения и общения, неподготовленность к ведущему виду деятельности [44]. Ю.А. Клейберг причины девиантного поведения тесно связывает с пониманием самой природы этого социально-психологичного явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты разного уровня - биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какой из них в рамках той или иной теории уделяется большое значение, определяются и основные причины этого поведения. Выготский Л.С. в своем труде «Основы дефектологии» так описывал «трудных» детей: «К трудновоспитуемым детям в собственном смысле слова 9 должны быть отнесены функциональные случаи уклонения от нормы в поведении и развитии. Природа таких случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка. Поэтому изучение трудновоспитуемых детей всегда должно исходить из исследования основного конфликта... Так как каждый конфликт, приводящий к образованию трудновоспитуемости, коренится в своеобразных, личных, особенных условиях истории развития ребенка, к изучению трудновоспитуемых детей следует применять методы и точку зрения индивидуально-психологические…». Патологические формы отклонений от норм поведения особенно часто возникают на фоне акцентуаций характера. Акцентуации характера являются крайними вариантами нормального характера, с ярко выраженными отдельными его чертами. В этом случае, появляется уязвимость к определенного рода психогенным воздействиям при устойчивости к другим. Характерологические особенности, являясь устойчивыми индивидуально-психологическими образованиями личности подростков с девиантным поведением, обусловливают его поведение [38]. Вследствие этого, отклоняющееся поведение подростков может проявляться в разных формах социальной патологии. Девиантное поведение подростков условно можно разделит на пять форм: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, гиперспособное [43]. Делинквентное – преступное, криминальное – поведение, которое нарушает правовые и нравственные нормы общества; причиной возникновения такого поведения может выступать повышенный уровень агрессивности. Ряд ученных определяет делинквентность как провинность и расценивает как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие. И.А. Фурманов относит к данному виду 10 поведения не только аморальные поступки, но и агрессивное поведение среди подростков [25]. При изучении нами различных факторов, обуславливающих формирование делинквентного поведения подростков, было выявлено, что неблагоприятные условия взаимодействия подростков с ближайшим социальным окружением является причиной возникновения делинквентного поведения. Наибольшее влияние оказывает семья подростка, которая несет в себе определенные нравственные и моральные ценности, а также модель межличностных отношений. Аддиктивное (пагубная привычка) поведение – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния; причиной возникновения такого поведения могут являться высокие уровни тревожности и агрессивности. Выбор аддитивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Аддиктивное поведение есть поведенческий феномен, соответствующий крайностям поведения, который не только способствует делинквентному, агрессивному, саморазрушающему поведению, но и является проявлением нарушенного поведения [10]. В исследовании С.А. Минакова выявлено, что подростки с аддиктивным поведением склонны проявлять физическую агрессивность, тревожность, гнев и враждебность. А согласно Е.А. Чеверикиной, подростки с высокой склонностью к аддиктивному поведению характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, тревожностью, зависимостью от мнения окружающих и высокой зависимостью от объекта привязанности [2]. 11 Таким образом, подростки, склонные к аддиктивному поведению, это люди тревожные, агрессивные, с неадекватной самооценкой, ригидные, недовольные собой, со сниженной способностью к адаптации. Агрессия – одна из форм отклоняющегося поведения, направленная на причинение вреда кому-либо. Агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и др. [7]. Выделяют такие виды агрессии, как: ? физическая агрессия – нападение с применением физической силы; ? вербальная агрессия – выражение негативных чувств и эмоций; ? прямая агрессия – непосредственно направленная против кого-либо; ? косвенная агрессия – направленная на кого-либо не на прямую, а через другое лицо; ? аутоагрессия – направленная на самого себя; ? инструментальная агрессия – как средство достижения какой-либо цели; ? враждебная агрессия – действия, цель которых нанести вред. Различные виды агрессивных действий могут быть обусловлены различными факторами и входить в структуру разных типов девиантного поведения. Наиболее яркий вид – физическая агрессия в виде нападения на жертву, - как правило, отражает криминальное поведение, хотя может встречаться и при делинквентном типе отклоняющегося поведения. Агрессивность психических больных и лиц с психической патологией в виде 12 психопатологического и патохарактерологического типов отклоняющегося поведения отличается лишь особенностями мотивации и симптоматикой заболеваний [42]. Причинами формирования агрессивного и враждебного поведения подростка, которое он проявляет по отношению к сверстникам, взрослым и младшим детям, являются отношения в семье. Кризисное состояние подростка, ежедневно сталкивающегося с насилием в собственной семье, является основой развития девиантных форм поведения и вовлечения в деструктивные группы и сообщества [15]. Возникновению агрессивных реакций способствуют дефекты в становлениисамоидентичности:неустойчивость,спутанность, противоречивость и неопределенность «Я – концепции», что порождает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта [33]. Агрессивная реакция по своей сути – это попытка изменить положение вещей, борьба за выживание. Более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку – либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую [41]. Еще одна характерологическая особенность личности подростка, влияющая на формировании девиантного поведения, это тревожность. Она проявляется в виде сомнений, нервных напряжений, недоброжелательности, тревоги, беспокойства, страха. Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [20]. К основным факторам развития тревожности подростков относят: 1. Неуверенность в себе, когда юноша или девушка не знают, как вести себя в окружении сверстников, испытывают постоянное стеснение и остро ощущают собственную неполноценность; 2. Трудности с учебой и низкая успеваемость, критика учителей; 13 3. Активная внеклассная деятельность. Конечно, хорошо, когда ребенок, помимо школьных занятий, посещает также разнообразные кружки и секции. Однако слишком большие нагрузки и желание добиться успеха во всех сферах деятельности приводят к ухудшению состояния здоровья ребенка, к потере концентрации внимания и к большим эмоциональным нагрузкам; 4. Проблемы во взаимоотношениях с друзьями, родителями, представителями противоположного пола; 5. Отсутствие желаемых особенностей внешности или черт характера. Каждому подростку хочется чем-то выделяться на фоне сверстников, но не все обладают потрясающей внешностью или могут поразит какими-то талантами. Поэтому конфликт между желаемым и действительным нередко приводит к эмоциональным и психическим проблемам. 6. Недостаток материального обеспечения в сравнении со сверстниками. Многие дети страдают от невозможности носить такую же модную и дорогую одежду, как и их знакомые, пользоваться такими же аксессуарами и техническими средствами. 7. Физическая слабость и неумение защитить свои интересы. Особенно актуальна эта проблема для мальчиков [9]. Тревожность подростка часто является причиной нарушения взаимоотношений с окружающими, ухудшает результативность деятельности и возможности подростка, усиливает эмоциональное неблагополучие и, как следствие, является причиной формирования отклоняющегося поведения. Тревожные подростки, могут не пользоваться всеобщим признанием в коллективе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число менее популярных, так как очень часто, такие подростки крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность 14 из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти ребята не всегда могут быт лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных подростков является то, что у других появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного подростка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных отношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников становиться эгоцентричным, отчужденным [41]. Тревожность оказывает весьма серьезное влияние на самооценку подростка. Высокий уровень тревожности подростка может также свидетельствовать и о недостаточной эмоциональной приспособленности личности к разным социальным ситуациям. Это порождает неуверенность в себе [51]. Как результат, у тревожных подростков постоянное недовольство окружающей действительностью, фрустрированность, низкий уровень самооценки. Самооценка, наряду с самосознанием, представлением о себе как субъекте деятельности и общения, является центральным образованием подросткового возраста. Функционально самосознание представляет единство трех сторон: самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции. Представление о себе формируется на основе оценок различных сторон своей личности, поэтому общая самооценка состоит из множества частных: оценки своих моральных качеств, способностей и возможностей в различных видах деятельности, внешности, положения в коллективе и др. [8]. 15 Самооценка в подростковом возрасте по своему общему уровню оказывается низкой и неустойчивой из-за активного роста и перестройки всего организма, выработки гормонов [16]. Американский психолог Г. Каплан выдвинул гипотезу о том, что низкая самооценка – одна из причин девиантного поведения подростков. Сформированность заниженной самооценочной установки приводит к тому, что подросток стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует неловкость перед сильными и красивыми сверстниками. Возникает внутренний конфликт – это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики [41]. Заниженная самооценка вызывает у девиантных подростков неадекватные, острые переживания, робость, неуверенность, чувство неполноценности, неудовлетворенности своим положением в коллективе. Неадекватные переживания способствуют формированию отрицательных качеств. Чтобы избежать негативной оценки их личности и способностей, они начинают лгать, приспосабливаться, выдавать желаемое за действительное [8]. Также, немаловажной причиной формирования девиантного поведения подростков, является низкая заинтересованность родителей в делах своих детей. Дома подростки постоянно сталкиваются с усталостью, раздражительностью, безразличием, агрессивностью взрослых. В современных условиях подростки все чаще стремятся уйти от реальности, от окружающей действительности. Этому способствует ряд существенных причин: 1. пример родителей, семейные проблемы и плохое воспитание; 2. личностные факторы – чувство тревоги, низкая самооценка, депрессия, эмоциональная нестабильность, чувство враждебности и т.п.; 3. социокультурные факторы – принятые нормы поведения в группах, к которым принадлежит подросток. 16 В этом параграфе нашей работы требовалось определить основные причины формирования девиантного поведения подростков. В процессе изучения данной темы были сделаны следующие выводы. 1. Проблема девиантного поведения подростков не теряет актуальности уже много лет, так как возникают новые риски формирования различных поведенческих отклонений. 2. Причинами отклонений в поведении подростков, которые многие годы изучались социологами, педагогами, психологами, являются проблемы семейного воспитания, недостаточный уровень профессиональных знаний педагогических коллективов, болезненность и отставание в развитии подростка. 3. Также, на формирование девиантного поведения влияют личностные особенности подростка, такие как агрессивность, тревожность и низкая самооценка. 17 1.2. Особенности социализации личности девиантного подроста На современном этапе развития общества проблематичным становится функционирование системы социализации, которая призвана формировать у подрастающего поколения умения, знания, социальные качества, а также свойства личности и его способности к нормативному поведению, уважительному отношению к другим и ограничению своего произвола. Многие ученые – социологи полагают, что рост преступности среди подростков ставит под сомнение эффективность самого процесса социализации, утратившей в последние годы свое значение. У подростков с девиантным поведением процесс социализации личности проходит особенно трудно. Как правило, окружающие и общество в целом не понимают причин формирования у подрастающего поколения поведения, не соответствующего нормам и правилам современного общества. Поэтому, задачей любого государства является подготовка специалистов, которые, учитывая индивидуальные особенности личности, могут помочь подростам с поведением, отклоняющемся от норм и правил, получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Социализация девиантной личности – это сложный объект познания и острая проблема социологии девиантности. Ее актуальность очевидна, она не вызывает сомнений [32]. Социализация девиантных подростков – это, прежде всего, комплексная, многоуровневая система действий, направленных на возвращение их в общество. Она заключается в обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает профилактику и коррекцию отклонений в его развитии [14]. Рассмотрим само понятие «социализация». Головин С.Ю. определил понятие «социализация» как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и 18 деятельности – в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности. Он считал воспитание как ведущее и определяющее начало социализации [35]. По мнению Кондакова И.М. социализация – это процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля [35]. Мацумото Д., в своем труде «Психология и культура», писал, что социализация - процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овладение социальными и культурными нормами, установками и системами представлений [35]. Итак, социализация – это процесс формирования образа собственного «Я», которое отличается от других людей. Социализация начинается в раннем детстве и прекращается в глубокой старости. Процесс адаптации является одним из ключевых показателей социализации личности в социуме. Ее механизмы включаются у человека в проблемных ситуациях. Каждый этап преодоления проблемной ситуации можно считать этапом социальной адаптации личности. Нарушение процесса социализации связано с тем, что на личность воздействуют неблагоприятные факторы, которые затрудняют удовлетворение ведущих потребностей. Адаптация – это приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Психологический аспект адаптации – приспособление 19 человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [35]. В настоящее время девиантным подросткам трудно адаптироваться в обществе, реализоваться как личность. У них ярко выражено пассивное отношение к жизни, они не стремятся к значимым достижениям, не имеют четких целей. Мотивация к обучению у таких подростков снижена, личные интересы практически отсутствуют. И всех существующих методов адаптации, подростки с девиантным поведением выбирают наиболее сложный, отвергаемый большинством социума – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования: коммуникативная девиация (избегание контактов с окружающей средой – аутизация, или, наоборот, гиперобщительность, лживость); эстетические отклонения (нелепые украшения, вульгарные наряды); гигиенические отклонения (безразличие к своей внешности и т. п.); деструктивно-дезадаптивные поступки (словесная и физическая агрессия); суицидальное поведение; побеги из дома, бродяжничество [14]. Адаптация подростка протекает через культурные, социальные и психологические отношения между ним и окружающими людьми. Культурные отношения обусловлены особенностями сложившейся культуры – подросток усваивает традиции и обычаи семьи и общества. Социальные отношения – статусные отношения, распределения ролей – подросток усваивает через различные социальные роли и их содержание. Психологические отношения обусловлены эмоциональной поддержкой между людьми – подросток учиться устанавливать близкие отношения, сопереживать. Противоположным понятию «адаптация» является понятие «дезадаптация» - невозможность приспособиться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. («Словарь конфликтолога») выделили такое понятие, как «Дезадаптация психическая средовая» - нарушения 20 социализации личности, которые применительно к особенностям возрастного психосоциального развития дифференцируются как семейная, профессиональная (школьная) и социальная дезадаптации, так как эти нарушения проявляются в основных сферах жизнедеятельности индивида – в семье, в трудовом коллективе, сфере общения, в его отношениях с основными социальными институтами, в том числе правоохранительными. Дезадаптация психическая средовая не существует вне конфликтных или кризисных отношений «Я» индивида с его окружающим миром и самим собой [35]. Это определение как нельзя четко раскрывает в себе понятие дезадаптации личности девиантного подростка. Так как процесс социализации личности невозможен без успешной адаптации во всех сферах жизни, адаптация и дезадаптация являются важными характеристиками, влияющими на социализированность человека. Механизмы адаптации включаются у человека, в основном, в проблемных ситуациях – ситуациях затруднения, фрустрированности, повышенной тревожности и т. д. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности. Нарушение процесса социализации часто связано с тем, что на личность подростка оказывают влияние неблагоприятные факторы воспитания и обстановки, которые затрудняют или делают невозможным удовлетворение ведущих потребностей [46]. Неблагоприятные факторы, или проблемные ситуации, воздействуют на прохождение процесса социализации либо прямо, либо косвенно, то есть приводят к нарушению действия механизмов социализации. Это приводит к трудностям усвоения социального опыта. К прямым негативным влияниям можно отнести пример подростку грубого поведения, распитие спиртных напитков, курение, употребление наркотических средств. К косвенным негативным влияниям относятся отрицательные стили воспитания, психологически нездоровая окружающая среда. 21 Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний. И именно этот момент является главнейшим в вопросе предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних [42]. В целом, к условиям, которые нарушают процесс социализации личности девиантного подростка, относятся условия, которые приводят к неудовлетворенности наиболее важных личностных потребностей. Многие девиантные подростки воспитываются в отрицательной психологической атмосфере семьи, которая пагубно влияет на формирование нравственных качеств подростков. В подобных семьях дети получают искаженное представление о нормах морали и нравственности. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, не просто перенимают отрицательные образцы поведения, но и усваивают ценностные ориентации, реализуя их уже в личном антиобщественном поведении [23]. Значительную роль в жизни подростка играют социальные институты. Отношения со сверстниками, принадлежность к определенной группе с определенными моральными и нравственными ценностями становятся более значимыми для молодых людей, по сравнению с семьей и образовательным учреждением. Но не всегда это общение позитивно сказывается на процессе социализации личности. Зачастую, в группу входят подростки и юноши старшего возраста, которые своим негативным примером нарушают процесс формирования личности, что отрицательно влияет на адаптацию подростка во всех сферах жизни. Как результат, происходит ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: